Сегодняшний выпуск "Уроков истории с Тамарой Эйдельман" посвящен Григорию Распутину.
Страшному, жуткому, мрачному, развратному… Какие ужасные эпитеты сразу всплывают в памяти. Сколько бульварных книжонок и странных историй — от фальшивых "Дневников Вырубовой", скорее всего придуманных Павлом Елисеевичем Щеголевым и Алексеем Николаевичем Толстым, и до песни Boney M — "Ra-ra-rasputin, Lover of the Russian Queen. Ra-ra-rasputin, Russia’s greatest love machine", завершающейся многозначительным восклицанием: "Oh, those Russians!" — Ох уж эти русские!
Очень трудно рассказывать о Распутине беспристрастно. Источников, посвященных ему, — целое море. Воспоминания, статьи, карикатуры. Вот только как разобраться в этих рассказах, где один и тот же человек в одном случае оказывается святым подвижником и мучеником, а в других — гнусным и циничным развратником?
Вполне можно предположить, что в Распутине действительно сочетались несочетаемые противоречия — и стремление к святости, и мощные страсти, причем далеко не только плотские — жадности и гордыне он тоже явно был не чужд.
Но чем больше я читаю о Распутине, тем сильнее убеждаюсь, что, во-первых, это еще одна очень сильно демонизированная фигура российской истории, да еще к тому же растиражированная масскультурой в самом примитивном виде.
Не собираюсь оправдывать Григория Ефимовича — пьянствовал, хулиганил, деньги брал, в политику лез — все было. Но есть ощущение, что все не так просто. Скажем так, что его "дурное поведение" было, в общем-то, на уровне тогдашних нравов. Вот только почему-то одним дебоши прощали, а мужику, который вознесся так высоко, что называл царя и царицу папой и мамой, — конечно нет.
И, честно говоря, я не знаю, что больше говорит о кризисе, охватившем в то время общество, — то, что несчастная, недалекая и ограниченная царица увидела в этом мужике спасителя и представителя глубинной Руси, или то, что убийц Распутина поздравляли и благодарили за убийство.
И в какой-то мере Распутин, наверное, действительно — воплощение важных тенденций в российском обществе — мощной силы, не знающей никаких ограничений, истовой религиозности, сметающей все границы и оказывающейся вне морали. Вообще-то, об этом писали Достоевский и Андрей Белый. Вот только Гришке не повезло — он не стал героем их романов, а превратился в персонажа бульварных публикаций. Кто знает, может быть, в будущем мы узнаем о Распутине что-то совершенно новое?
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






