Трагедия в подмосковном Красногорске, где были убиты на рабочем месте два чиновника, хорошо показывает положение дел в стране при затянувшемся конце правления В.В. Путина.

Она подводит итог всем его приведшим страну в отсталость "реформам". Случившееся наглядно демонстрирует, как устроена несменяемая власть на местах, во что она превращается — как она "взаимодействует" с бизнесом и до чего это "взаимодействие" может в крайнем случае довести.

Чаще это "взаимодействие" при вспыхнувших конфликтах завершается проблемами для бизнеса (как показано в фильме "Левиафан"), но здесь вышло иначе и ужаснее.

Пожалуй, если иметь в виду устройство власти, то случай в Красногорске — более или менее общий для всей России. Но почему же, собственно, внизу должно быть иначе, чем наверху? Есть единое клише, с которого размножается одно и то же содержание.

Если кто-то считает страну, построенную по такому принципу крепкой, то это его дело. С моей же точки зрения трагедия в Красногорске показывает ещё раз, что всё это гниль, распад.

Единственное, что может сделать В.В. Путин и его подчинённые, — это заниматься частностями (Сахалин, Карелия).

И вполне понятно, почему это так. В целом этот метод не работает. Потому что "в целом" люди, которые являются, по сути, такими же, должны заодно вместе с отменой других таких же отменить и самих себя.

Вся система "вертикали" устроена по порочному принципу — если иметь в виду не декларации российского начальства и его пропагандистов об успехах, а её реальное бытие.

Это в значительной степени результат многолетнего подавления, в том числе и на местном выборе, установленных Конституцией России (ст. 3), свободных выборов. Включая, разумеется, в последнее понятие свободу политической деятельности, свободу средств массовой информации.

Свободные выборы, конечно, не гарантируют, что всегда властью будут становиться идеальные люди, но они позволяют гражданам со временем их менять и более-менее двигаться в направлении устройства власти, которое существует в современных западных странах.

В.В. Путин был назначен Б.Н. Ельциным руководить в стране, где институт выборов нуждался в поддержке. Вместо этого, если иметь опять же не декларации, а реальную политику, был совершён разворот в сторону назначений, иногда с прямой отменой выборов на местном уровне и с отменой выборов губернаторов (ограниченно восстановленных после массовых протестов граждан в Москве в конце 2011 года). Результаты этой 16-летней реакции В.В. Путина печальны.

Следует также заметить, что сторонникам демократической оппозиции в России, считающим, будто настоящая политика — это "наверху", а внизу только "прибивание скворечников", следует иметь в виду, что качество власти на местном уровне имеет большое значение.

Если допустить, что демократическая оппозиция победит на федеральном уровне, то при гнилой, коррумпированной власти на местном уровне, тормозящей любые реформы, противоречащие её воровским интересам, сложно будет добиться успеха в стране.

Поэтому местные выборы, хотя бы и единичные успехи на них, в настоящих условиях важны. Наверное, они не меняют ситуации в целом и даже не готовят серьёзный резерв на будущее, но это хотя бы что-то, позволяющее демократической оппозиции получить опыт работы, понять происходящее изнутри, наметить хоть как-то план перемен.

Красногорский шутер, свершив преступление, исчез в охватившей великую нашу державу сырой, туманной ночи.

Похожая на старый дуб "вертикаль" — крепкая снаружи, но гнилая, полая внутри, в наступившем безмолвии скрипит победным ужасом.

Алексей Мельников

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter