Улыбались, жали руки, брали деньги, данные. Мы их любили, как могли. Казалось, встретили ответ. Расстались друзьями. Они вышли за дверь и опозорили Россию на весь свет — снизили ей рейтинг.
Примерно такова версия отношений Минфина России с рейтинговыми агентствами, согласно заместителю министра финансов С.А. Сторчаку.
Министр финансов России А.Г. Силуанов считает, что Moody's, снизивший на днях рейтинг России, "руководствовалось, прежде всего, факторами политического характера".
Хорошо. Допустим. Но что же в таком случае делать?
С.А. Сторчак предлагает не платить рейтинговым агентствам. Может быть, такая угроза будет иметь некоторое значение. Но вряд ли дело дойдёт до практического решения.
По существу же, если А.Г. Силуанов считает, что дело в "факторах политического характера", то тогда не следует останавливаться на полдороге.
Ему следует публично требовать от В.В. Путина устранить негативное влияние внешней политики главы российского государства на российскую экономику. Не согласен главный? Уходить в отставку в знак протеста.
Но это вряд ли возможно. По той причине, что уходить некуда. Так устроена российская политико-экономическая система. Сделать то, о чём говорится выше, — значит стать никем.
Это, в общем, служит дополнительным объяснением положению, при котором верховный руководитель вправе рассчитывать на абсолютную лояльность команды корабля, хотя бы и идущего ко дну. Последняя и при касании дна будет уверять, что это временные трудности.
Поэтому будут зажимать носы от "мусорных" рейтингов. Будут жаловаться. Возмущаться. Вздыхать. Грозиться. Но не совершат поступка. Не сделают ничего выходящего за пределы стопки бумаги на чиновном столе.