Из жизни ушел человек, чью значимость по-настоящему оценит только время. Однако уже сейчас ясно, что масштаб личности Александра Николаевича Яковлева обеспечит ему долгую память поколений – как бы ни хотелось обратного его идеологическим противникам. С Яковлевым уходит вся советская эпоха, как в свое время диссидентская эпоха ушла с кончиной Андрея Дмитриевича Сахарова.
Для меня знакомство с Яковлевым было связано с очень важным периодом моей жизни – временем борьбы за шахматную корону с Анатолием Карповым. Я был изумлен, впервые увидев на посту в ЦК политика совершенно иного уровня, сохранившего человечность и нормальное восприятие окружающего мира. Прочитав мое письмо по поводу несправедливой разницы в условиях подготовки к матчу, он слегка улыбнулся и неожиданно сказал: "Молодой человек, вы злоупотребляете прилагательными". Эта фраза произвела на меня такое впечатление, что, вернувшись домой, я сказал родным: "Мне разрешили выиграть у Карпова!"
Яковлев сделал очень многое для того, чтобы начальники в кремлевских кабинетах перестали быть ключевыми фигурами не только в шахматных поединках, но и во всех других сферах жизни нашего общества. Чтобы граждане России сами могли определять настоящее и будущее своей страны. Увы, спустя годы кремлевские кабинеты заняли потомки тех людей, против которых боролся Яковлев. Нынешние власти предержащие, как и партийные боссы советских времен, строят собственные планы относительно наших судеб и не готовы нести ответственность за свои поступки перед обществом.
Лучшей памятью Александра Николаевича станет возврат к его идеям демократии, которую он считал главным условием развития и процветания нашей страны.