Сегодня у Андрея Андреевича Пионтковского юбилей.
Заметки в связи с днями рождения — жанр, тесно связанный с фальшью, в них часто много сладости. Лучшее средство — написать о личном, субъективном отношении к сочинениям человека, не касаясь объективной стороны дела.
Если бы от всех статей А.А. Пионтковского спустя годы осталось лишь несколько заголовков, то и тогда симптомы российской болезни были указаны определённо: "Штази — наш президент", "Полковник, который ошибся веком", "Россия в составе Чечни", "Ближнее зарубежье Китая", "Из большой восьмёрки в Большую Бригаду", "Великий Энергетический Хоспис", "Путияма и конец истории".
Не нужно рассуждений, достаточно остро заточенной, как кончик нового карандаша, фразы, чтобы кольнуть палец "русского пациента".
Найти несколько слов, чтобы описать то, что смутно понятно многим. То, что не просто присутствует в общественной атмосфере, а окружает всё вокруг, скрыть большой объём в яркую словесную молнию, разом объяснив смысл, сняв давящее напряжение — искусство.
А.А. Пионтковский достиг в нём больших высот.
Многолетняя публицистическая деятельность А.А. Пионтковского трагична. Она — словно одинокий парус в бушующем океане.
Возможно, что сейчас она воспринимается частью общества лучше, чем в разгульные и провальные "нулевые" годы, но, по-существу, как тогда, так и сейчас это всё уколы мёртвому организму, который ничто уже не способно оживить.
В этом не только нет вины А.А. Пионтковского, в этом его заслуга — реакция на его заметки ставит диагноз стране.
Никакие слова уже не способны её вразумить. Она, похоже, пойдёт в своём вялом безумии до собственного распыления на атомы во всём до последней расстрельной стенки, прикончит там сама себя, сделав контрольный выстрел в голову, оставит потомкам голое пространство — и это будет воспринято как облегчение.
Здесь всё обесценено, затаскано, затёрто, обветшало, одряхлело, не осталось ничего настоящего. Этот процесс всё более интенсивно протекает последние годы, готовя окончательный крах.
Статьи и заметки А.А. Пионтковского — это режущий ночь свет маяка, который неприятен некоторым своей резкостью, но нужен в шевелящемся вокруг хаосе.
С Днём Рождения, Андрей Андреевич!