6 июня в замке Бенувиль (город Уистреам, Нормандия) проходит торжественная церемония празднования 70-летия открытия западными союзниками Второго фронта в Европе – высадки союзных войск в Нормандии. На встречу приглашены 18 глав государств и правительств, в том числе вновь избранный Президент Украины Петр Порошенко, а также российский президент Путин. Но если с первым главы мировых государств охотно идут на контакт, выражая свою поддержку, то встречаться со вторым особого желания не высказывают. Скорее наоборот, едва ли не впервые в послевоенной истории российского лидера если и не игнорируют открыто – как никак от участия в торжественном мероприятии руководителя одной из стран-осколков былого Советского Союза, во время Второй мировой войны входившего в антигитлеровскую коалицию, никуда не денешься – то подчеркнуто демонстрируют нежелание общаться с ним вне протокола.
Показательно, что многие главы государств и правительств категорически не хотят даже просто попадать в один кадр с новоявленным изгоем. Последний раз мировое сообщество наблюдало нечто подобное на олимпиаде в Сочи, где тогда еще действующего президента Украины "поставили в игнор" не только западные политики, но и коллеги по СНГ. На трибуне для почетных гостей с Януковичем никто не захотел сидеть рядом – по обе стороны от него было по крайней мере по 2–3 свободных кресла, даже Батька Лукашенко с сыном-наследником Николаем предпочел расположиться на пару рядов ниже.
Симптоматично и то, что встреча Путина и британского премьера Кэмерона началась без обязательного протокольного рукопожатия. Как в античные и средневековые времена чурались прокаженных, брезгуя прикасаться к ним, так и теперь, российский лидер в глазах людей всего мира выглядит человеком, пораженным моральной проказой, с которым не пристало иметь дело и даже подавать руку. Раньше прокаженные обязаны были носить специальную одежду с заметными издалека отличительными знаками и предупреждать о своем приближении так называемой "трещоткой Лазаря".
Что до последней, то у нынешнего президента таких трещоток множество: киселевско-лайф-ньюсовская – для собственного народа, лавровско-чуркинская – для остального мира.
Как ни пытается российский лидер сохранять достоинство, невооруженным глазом видно, что его самолюбие сильно уязвлено. Ведь и незадолго до этого встреча ведущих 7 государств мира впервые за 17 лет прошла без участия президента России – вместо давно запланированного саммита Восьмерки в Сочи, где должна была председательствовать Россия, главы государств собрались в Брюсселе, а российский президент, как не прошедший фейс-контроля подросток, остался перед захлопнувшимися перед его носом дверями элитного клуба и только смог выдавить из себя пожелание "Приятного аппетита" участникам торжественного обеда.
Что ожидать от "обиженного мальчика"? Зная его скверный характер и злопамятность – какую-нибудь очередную гадость. Но чем больше пакостишь исподтишка, тем неотвратимее наказание – если не помогает публичная порка ремнем, будут и более действенные методы.
Вацлав Лисовский